Президент Курдистана Нечирван Барзани принял участие в открытии конференции «Гендерное равенство и стратегия расширения прав и возможностей женщин в Регионе Курдистан- Ирак» в Эрбиле в воскресенье. Конференция стала результатом совместного сотрудничества четырех университетов Курдистана: Сулеймании, Дахука, Эрбиля и Курдистанского университета.
Президент выступил с приветственной речью на конференции, на которой также присутствовала большая группа иностранных и отечественных гостей, экспертов и ученых. Ниже приводится текст выступления президента:
«Дамы и господа,
Доброе утро и приветствую всех.
Я рад, что мы вместе принимаем участие в текущей конференции «Гендерное равенство и стратегия расширения прав и возможностей женщин в Регионе Курдистан- Ирак», которая является частью национальной кампании по прекращению насилия в отношении женщин.
Я поздравляю университеты Сулеймани, Дахука, Салахаддина и Курдистанский университет с этими совместными усилиями, имеющими особое значение. Сотрудничество между четырьмя университетами по подобной теме является обнадеживающим и важным шагом вперед. Сотрудничество и партнерство между университетами необходимо продолжать. Надеюсь, эта конференция принесет хорошие результаты и рекомендации, которые будут очень полезны в будущем.
Дамы и господа,
Вопрос о равенстве мужчин и женщин, мальчиков и девочек, мужчин и женщин по своей сути является политическим вопросом и связан с правами человека в обществе. Если все должны в равной степени пользоваться своими правами, тогда ни один из полов не должен маргинализировать, игнорировать, лишать, угнетать или насиловать другого.
Угнетение женщин обусловлено множеством факторов, включая принудительные браки, убийства по мотивам «чести», изнасилования, насилие в семье и насилие вне семьи, маргинализацию и порабощение.
Частично эти факторы связаны с неправильной практикой традиций. Когда мы выступаем против этой практики, мы уменьшаем притеснение женщин и в то же время стираем вредные культурные нормы среди нас. Другим фактором может быть неправильное толкование религии. Когда мы запрещаем эти обычаи, мы не только защищаем женщин, но и защищаем религию от такого неправильного толкования.
Другие важные факторы связаны с отсутствием у человека доступа к надлежащему образованию и знаниям. Поэтому, когда мы обучаем человека вопросам равенства и свободы, мы также защищаем женщин от насилия, угнетения и порабощения.
Наше убеждение: коммьюнити не должны строиться, ограничивая возможности женщин или заставляя их подчиняться. Наши усилия направлены на создание общества, в котором женщины, как и мужчины, пользуются свободой для развития своих способностей, будь то в сфере образования, искусства, политики, профессии или экономики.
Это означает, что наша работа по гендерному равенству является политическим ответом на набор социальных конструкций, которые маргинализируют половину общества на основе гендерной дискриминации. Здесь я хотел бы пролить свет на одну тему: много говорится о гендерном равенстве. Я хочу поделиться своим пониманием равенства между мужчинами и женщинами в достижении общей цели.
Наша цель — создать общество, в котором мужчины и женщины в равной степени пользуются открывающимися на их пути возможностями; что они пользуются равными правами; и что они могут выполнять свои обязанности в равной степени таким образом, чтобы обоим полам в равной степени предоставлялась возможность участвовать в экономике и в принятии решений, чтобы реализовать свои собственные желания и удовлетворить свои потребности.
Следовательно, эта тема больше, чем равенство интеграции. Эта тема связана с правами женщин как личности, и, несомненно, обеспечение любых прав требует институциональных усилий и законов. Мы работали над обеспечением прав женщин, в том числе и путем внесения поправок в Закон о личном статусе и институционализации прав женщин.
Но достижение равенства — это лишь средство для достижения более высокой цели, а именно освобождения личности и освобождения женщин. Освобождение имеет два значения:
Освобождение от угнетения и освобождение для выполнения своих обязанностей. Мы убеждены, что эти два набора свобод отвечают интересам женщин. Сначала мы должны освободить женщин от ряда бремен, ограничивающих и ограничивающих их способности. Когда нам это удается, женщины могут свободно находить свои способности в своих общинах.
Во-первых, освобождение женщин от неравенства — лишь один из двух шагов. Есть ряд других шагов, таких как освобождение их от насилия (внутри семьи и в обществе), освобождение их от отсутствия источников дохода и от бедности, освобождение от социального угнетения и безработицы.
Во-вторых, освобождение их для выполнения взятых на себя обязательств. Женщины свободны только тогда, когда им нужно выполнить миссию. Они свободны только тогда, когда к ним относятся как к активному действующему лицу в обществе, и им предоставляются возможности добровольно выбирать области, в которых они могут реализовать свой потенциал.
Если женщины свободны в этом смысле, выполняя свою роль матерей, они могут в полной мере пользоваться своей собственной независимой экономикой наравне с мужчинами. Они могут стать врачами, инженерами, учителями, писателями, исследователями, критиками, политиками, активистами, деятелями СМИ, профессионалами, они могут даже служить в полиции и защищать социальную гармонию, или служить пешмаргой и защищать свою землю и страну.
Следовательно, женщин не следует отделять от их навыков, потому что из-за их маргинализации общество в целом проиграет. Женщин нельзя заставлять делать невозможный выбор: отказываться от одного варианта только для того, чтобы иметь возможность выбрать другой.
Например, выбирать между тем, чтобы оставаться дома или работать на улице. Это неправильно. Но на самом деле условия дома должны быть такими, чтобы она могла работать на улице. Ее работа вне дома должна быть такой, чтобы не навредить ее положению и домашним обязанностям, когда она решит стать женой и матерью.
Это мнение — не просто лозунг, это наше видение.
У этого видения три аспекта: критика, перспектива и дорожная карта.
Это критика мужской монополизации. Эту монополизацию необходимо исправить, чтобы женщины могли участвовать в жизни.
Более того, это перспектива, т. е. мы представляем себе общество, которое богато изобретениями мужчин и женщин и их участием, поэтому оба пола являются суверенными и вносят вклад в величие жизни.
И наконец, это дорожная карта. За последние 20 лет мы эффективно работали над тремя механизмами снижения маргинализации женщин во всех аспектах повседневной жизни:
Во-первых, путем внесения поправок в законы, особенно в Закон Ирака о личном статусе. В частности, законы 1959 и 1969 годов об искоренении насилия в отношении женщин.
Во-вторых, путем институционализации равенства между обоими полами, особенно поддержки женщин в государственных учреждениях и реструктуризации этих институтов таким образом, чтобы защитить роль и статус женщин.
В-третьих, путем поощрения женщин к участию в политике, особенно путем увеличения квоты женщин в парламенте с 25 процентов до 30 процентов с целью расширения участия женщин в законодательстве и принятии решений.
Вкратце, наша работа заключается в расширении прав и возможностей и поддержке женщин, чтобы они могли реализовать свой потенциал. Да, мы можем сказать, что смогли оказать фундаментальную поддержку в вопросе гендерного равенства, но по-прежнему существует много препятствий. Чтобы искоренить их, нам нужна поддержка обоих полов. Это сотрудничество будет плодотворным только тогда, когда оба пола узнают друг друга, дополняют друг друга и объединятся во взаимном уважении и общих ценностях.
Фактически, наша нация, культура и вера решили за нас, что мужчины и женщины дополняют друг друга, поддерживают друг друга, создают совместную жизнь; что они имеют равные ценности, одинаково важны для построения жизни, для ее поддержания и для ее продолжения. Важно, чтобы они не угнетали друг друга. И основа для прекращения подавления — это сохранение прав.
Поэтому важно, чтобы оба пола пользовались равными правами, имели равные обязанности, чтобы их различия признавались и им предлагались равные возможности. Вот почему, когда есть взаимная привязанность и уважение внутри и вне семьи, в общественной и частной сферах, мужчины и женщины объединяются, и результаты пойдут на пользу обществу в целом. Результат — просвещенное, свободное и прогрессивное общество.
Напомним, что препятствия, с которыми сталкиваются женщины, исходят не только от мужчин. Если есть деспотичный мужчина, его нужно сдерживать и не допускать. Но иногда угнетает женщин другая женщина, нуждающаяся в образовании. Или могут существовать неправильные традиции, которые необходимо искоренить; могут быть некоторые законы, в которые необходимо внести поправки; могут быть религиозные толкования, которые необходимо исправить; это может быть даже политическая система, которая должна еще больше открыться для участия женщин.
Женщинам нужно быть свободными. Свободные от насилия, ограничений и угнетения, чтобы играть свою роль в развитии различных областей образования и обучения, их политическое и экономическое участие и вклад как в общественной, так и в частной сферах на равных с мужчинами условиях.
Наша цель заключается в том, чтобы женщины не только чувствовали себя комфортно и были защищены дома, но и чтобы они пользовались тем же чувством и защитой вне дома и могли стать эффективными участниками в развитии своих сообществ.
В заключение, в таких случаях, как сегодня, мы всегда отдаем дань уважения известному мыслителю Мустафе Залми, чьи многочисленные труды внесли большой вклад в защиту прав и равенства женщин, особенно посредством законов.
Я также хотел бы воздать должное двум продуктивным женщинам-активистам, покойной Мухабад Карадаги и Намам Гафури, которые внесли большой вклад в эту область, но, к сожалению, скончались из-за последствий коронавируса.
Пусть они упокоятся с миром.
Я повторю, что мы поддерживаем все усилия и борьбу женщин за реализацию своих прав и будем поддерживать их борьбу, присоединяясь к ней. Это будет нашей бесконечной стратегией и повесткой дня.
Спасибо всем.
Желаю Вам отличного дня.»