Выступление и.о представителя Регионального правительства Иракского Курдистана (ПРК) в России Данара Мустафы.
Уважаемые коллеги, дорогие участники и гости конференции!
Для меня, как курдского политолога и в то же время исполняющего обязанности представителя Регионального правительства Курдистана в России, большая честь и удовольствие принимать участие в сегодняшней конференции, тематика которой, на мой взгляд, как никогда актуальна.
Регион Ближнего Востока традиционно представлял собой значимое направление во внешней политике России. Распад СССР и переход к многополярной системе в международных отношениях, выявили необходимость формирования иных актуальных внешнеполитических векторов, в том числе и на Ближнем Востоке, где на смену идеологически обоснованного сотрудничества вышли приоритеты взаимовыгодного политического и экономического взаимодействия в целях обеспечения национальных интересов.
Организаторами конференции было верно отмечено, что «стабильность на Ближнем Востоке уже давно перестала быть вопросом только региональной политики. А ответом на многочисленные вызовы современности может стать формирование новой архитектуры безопасности в регионе». Здесь важно привести слова Виталия Вячеславовича Наумкина, который считает, что «одна из бесспорных черт динамично меняющейся сегодня ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока – быстрый рост национального самосознания курдов и усиление их роли в экономической и политической жизни государств, где они традиционно проживают».
Примечательно, что еще совсем недавно многими внешнеполитическими акторами курдский вопрос рассматривался сугубо в региональном контексте. Вместе с тем войны в Ираке и Сирии, активное участие в этих событиях глобальных политических акторов, а также возникновение ИГИЛ и борьба с терроризмом способствовали повышению уровня внимания к проблематике решения «курдского вопроса» на общемировом уровне. В этой связи считаю, что возможно говорить об интеграции курдского вопроса в актуальную международную политическую повестку, конструктивное решение которого становится одним из условий формирования новой политической системы ближневосточного региона, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на глобальные мировые политические процессы и влияет на взаимоотношения ведущих внешнеполитических игроков, в том числе и России.
При этом стоит отметить, что курдский фактор играл важную роль во внешней политике России на Ближнем Востоке еще со времен Российской Империи.
В настоящее время сотрудничество России с иракским Курдистаном основывается на выстраивании взаимовыгодных экономических связей, в том числе разработки нефтяных месторождений и последующем экспорте нефти. Реализация экономического подхода во внешней политике требует стабильности политической системы ближневосточных соседних государств, в том числе Сирии, Турции и Ирана. В этой связи, заявленная Россией позиция о необходимости реализации дипломатических подходов в соответствии с нормами международного права, приобретает особую актуальность именно в контексте многостороннего решения курдского вопроса не только в Ираке, но и других государствах проживания, разделенного границами курдского народа. Россия в этом плане проводит прозрачную и конструктивную внешнюю политику, учитывающую интересы других государств.
Ключевые бизнес-интересы России в Иракском Курдистане находятся в сфере энергетики и зависят от ситуации на мировом рынке углеводородов. В Автономном регионе успешно работают такие российские нефтяные компании, как «Роснефть» и «Газпромнефть».
Необходимо подчеркнуть, что Иракский Курдистан также укрепляет и развивает отношения с Россией. Президент Иракского Курдистана Нечирван Барзани и бывший посол России в Ираке Максим Максимов во время встречи 1 декабря 2020 года подчеркнули стремление наших Правительств к диверсификации отношений между Иракским Курдистаном и Россией, отметив, что на следующих этапах больше внимания будет уделяться развитию отношений в сельскохозяйственной и промышленной областях, а также увеличению и расширению возможностей путешествий и транспортного сообщения между Иракским Курдистаном и Россией, и для достижения этой цели был обсужден вопрос организации прямых перелетов между Эрбилем и Москвой.
Руководство Иракского Курдистана большое внимание уделяет сельскому хозяйству и строительству промышленных объектов. Регион, в сравнении с Багдадом, наиболее безопасное место как для российских бизнесменов и предпринимателей, так и для компаний.
На сегодняшний день, в Курдистане открыты свободные экономические зоны, которые имеют большое значение для развития совместных предприятий России и Иракского Курдистана.
В заключение хочу отметить, что в последнее время отношения между Иракским Курдистаном и Россией стремительно развиваются и вышли на новый качественный уровень. Так, активное взаимодействие наблюдалось в допандемийное время: например, в сентябре 2019 года была осуществлена встреча курдского и московского бизнес сообществ в Московской Торгово-промышленной палате, в октябре состоялся визит министра Иностранных дел России господина Лаврова в Багдад и Эрбиль. Активно развивались отношения в сфере образования, науки и культуры, производился обмен студентами, проводились совместные конференции и мероприятия в сфере искусства и культуры. К сожалению, пандемия наложила существенные ограничения на развитие двусторонних контактов в 2020 году, однако мы искренне надеемся на то, что в будущем курдско-российские отношения продолжат укрепляться и принесут благополучие нашем народам. Пользуясь случаем, разрешите пригласить вас посетить первое культурное мероприятие, которое мы планируем провести после долгих ограничительных мер в Москве – а именно Фестиваль курдского кино с 21 по 25 июля текущего года.
Я благодарю Вас за внимание, желаю здоровья и успехов всем организаторам и участникам конференции.