Президент Курдистана Нечирван Барзани принял участие в последней сессии форума «Ирак для всех», организованного в Эрбиле Ближневосточным исследовательским институтом (MERI).
Барзани ответил на вопросы о новом политическом процессе в Ираке, проблемах между Эрбилем и Багдадом, ситуации в Курдистане и отношениях с соседними государствами.
В отношении недавно сформированного Правительства президент Курдистана Нечирван Барзани сказал: «Правительство в Ираке было сформировано, хотя и с опозданием на один год, но это важный момент, учитывая текущую ситуацию в Ираке. Проблема не только в Курдистане, но и во всем Ираке. Нас беспокоит не только Курдистан. Мы беспокоимся за всех иракцев. Курдистан готов к любой поддержке нового премьер-министра и его кабинета. Потому что, если ситуация в Ираке стабилизируется, Курдистан также будет стабильным. Если проблема безопасности усилится в Ираке, она усилится и в Курдистане. Вы не можете отделить Эрбиль от Багдада, как и Багдад от Эрбиля. Надеюсь, обе стороны извлекли уроки из прошлого».
«Форум называется «Ирак для всех». Главный вопрос: считают ли иракцы, что Ирак предназначен для всех? Я думаю, что ответ очень прост. Нет. Поэтому нам всем нужно учиться на своих прошлых ошибках. Все пробовали себя, в Эрбиле и Багдаде. Но мы, наконец, достигли конца. Это также помощь друг другу во всех проблемах. Проблемы Ирака не простые, а очень сложные», — сказал президент относительно проблем между Эрбилем и Багдадом.
Кроме того, президент подтвердил позицию Эрбиля, что все проблемы между правительствами должны решаться на основе конституции: «Требование Курдистана состоит в том, чтобы проблемы решались в соответствии с иракской конституцией. После 2003 года мы стали одной из сторон, участвующих в создании нового иракского правительства … Вопрос в том, что за система, которая управляла Ираком до сих пор? Централизованность или федерализм? Мой вопрос багдадской администрации таков: действительно ли система в Ираке является федерализмом? Ответ очевиден. Нет, к сожалению, этой страной пытается управлять сильный центральный менталитет. До 2003 года наша ситуация была такой, как сейчас, ничего особо не изменилось. У нас было свое правительство, наши пешмерга, наша полиция и все наши учреждения. США и Запад сообщили нам, что формируется новое иракское правительство. Мы также с большими надеждами участвовали в строительстве нового Ирака. Я не жалуюсь, а хочу начать все сначала. Я не думаю, что для этого слишком поздно … Проблемы будут решены, если мы все будем соблюдать конституцию. Проблемы нельзя решать с позиции того, кто силен, а кто слаб. В этом географическом районе под названием Ирак проблемы можно решить, только живя вместе. Ирак — богатая страна. Он может стать лидером региона. Мы все видим, что требования демонстрантов законны. Люди хотят лучшей жизни, а молодежь хочет работы. Демократия – это культура, а не дар. С 2003 года Ирак достиг хороших результатов, но хотелось бы бОльших.
Ни один премьер-министр в Багдаде никогда не пользовался такой поддержкой, как нынешний премьер-министр, но он все еще не может принять решение в одиночку», — сказал он.
Заявив, что Ирак переживает переходный период, президент Нечирван Барзани продолжил: «Мы подписали соглашение со всеми сторонами, участвующими в правительстве, созданном в Ираке с 2004 года. От нефтяного вопроса до баланса сил, до проблемы Шингала (Синджара) … Как долго могут продолжаться проблемы в Ираке? … Багдад не может игнорировать Курдистан. Чего хочет Курдистан, так это не многого, а только конституционных прав. Например, нефтяной вопрос. Наша точка зрения на это сильно отличается от точки зрения Ирака. Мы рассматриваем нефть как доход и средство, с помощью которого мы можем улучшить жизнь иракцев. Взгляд Багдада на Курдистан должен измениться, потому что Курдистан является партнером Багдада. У нас есть обязанности и ответственность в соответствии с конституцией. Мы требуем соблюдения наших прав. В стратегическом плане мы, как Патриотический союз Курдистана и Демократическая партия Курдистана, согласовали рамки координации».
Упомянув военные операции, проводимые Турцией против РПК на территории Курдистана, Барзани заявил: «Что касается того, что делают наши соседи (Турция и Иран), Багдад должен очень серьезно отнестись к этим атакам. Мы всегда рекомендовали создать совместный комитет по этому вопросу, потому что это двусторонняя ситуация. Одна сторона касается стабильности Ирака, а другая — безопасности Курдистана. Потому что ответственность ложится на иракское центральное правительство, а они пока не предприняли никаких шагов».
Оценивая отношения между основными курдскими партиями Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) и Демократической партией Курдистана (ДПК), Барзани сказал: «Патриотический союз Курдистана (ПСК) является основным партнером Демократической партии Курдистана (ДПК). Так было в политическом процессе с 2003 года, несмотря на все проблемы между ними до этого. Несмотря на текущие проблемы, ПСК является основным партнером ДПК. Проблемы есть, мы не отрицаем, но их надо решать. До сих пор я изо всех сил пытался найти решение. Я не настолько пессимистичен, чтобы сказать, что проблемы между ПСК и ДПК не решаемы, но важно то, как мы смотрим друг на друга. Обе стороны должны признать свои ошибки и прийти к общему пониманию. Ни ДПК не является альтернативой ПСК, ни ПСК не является альтернативой ДПК. Мы должны дополнять друг друга. Есть проблемы, есть решения. Мы встретились со всеми сторонами, чтобы обеспечить своевременное проведение выборов в Курдистане. Однако процесс затянулся … Мы надеемся, что у нас появится конституция, когда будет продлен мандат парламента Курдистана, чтобы эта конституция также могла служить основой для решения других проблем».
В отношении реформирования министерства пешмерга президент Нечирван Барзани сказал: «Было бы неправильно говорить, что в процессе объединения сил пешмерга ничего не было сделано, потому что было сделано многое … Однако процесс реформ идет очень медленно. Были достигнуты хорошие результаты, но это еще не конец. Я ясно выразил наше мнение о единстве пешмерга на церемонии вручения дипломов в Сулеймании и Захо».
Что касается проблем Шингала (Синджара), езидов и христиан, президент Барзани сказал: «Мы сделали для езидов очень мало … Вопрос езидов не должен использоваться в качестве политической карты. Это первый шаг, который нужно сделать. Их не спасет отъезд за границу, из-за которого они могут потерять общинную идентичность и веру. Это сообщество, которое хочет жить в мире со всеми его составляющими. Самая большая проблема в том, что езидский вопрос используется в качестве политической карты. Езиды сильно пострадали, и им не уделялось должного внимания. В Багдаде по-прежнему нет большого желания к выполнению шингальского соглашения. Основой для укрепления доверия в регионе является реализация этого соглашения. Как Курдистан, мы готовы внести свой вклад. Силы, не связанные с Шингалом, должны покинуть страну. Те, кому езиды приносят только проблемы и головную боль, должны уйти с дороги … Если шингальская проблема не будет решена, люди останутся в лагерях, а проблемы езидов будут множиться. Мы хотим, чтобы христиане, живущие за границей, вернулись. Вооруженные силы должны быть выведены из районов, где они живут, и правительство должно успокоить это сообщество».
Оценивая позицию Движения Садр, которое долгое время блокировало политические конфликты в Ираке и усилия по формированию правительства, Нечирван Барзани сказал: «Я не могу ничего сказать об уходе Движения Садр из политики. Но мы ожидаем, что Муктада ас-Садр поддержит это правительство. Я думаю, что обязанность всех сторон — поддержать новое иракское правительство».
Президент Нечирван Барзани дал следующую оценку закону о нефти и газе Курдистана, который стал проблемой между Эрбилем и Багдадом: «Турция помогла Ираку и Курдистану, экспортируя нефть из порта Джейхан. Передача этого вопроса в Международный суд не решит проблемы между Ираком и Турцией. Мы соседи друг другу. Разговор на языке суда не способствует решению проблем. Прошу багдадское правительство и нынешнего премьер-министра серьезно подойти к этому вопросу. В конце концов, нам нужно сделать что-то, что принесет пользу Ираку, Турции и Курдистану. Потому что, если этого не будет, обязательно последует ухудшение ситуации, и от этого пострадает Ирак. Ирак не выиграет от этого арбитража. Поэтому вопрос может быть решен путем диалога между Ираком и Турцией, и мы готовы помочь. По соглашению, которое мы заключили с Ираком о формировании правительства, если бы у нас был закон о нефти и газе, который мы согласовали, если бы у нас был закон о распределении доходов, то этот вопрос не нужно было бы доводить до арбитража. Как регион Курдистан, мы бы знали, каковы наши обязанности и права в этом отношении».
В завершение работы конференции и.о. Представителя Региона Курдистан в РФ Данар Мустафа, который также принимал участие в этом форуме, встретился с Президентом и обсудил текущую ситуацию в мире, а также дела Представительства в РФ.
Фото: Rudaw